Оценить этот элемент
  • 0.00 / 5 5
(0 votes)

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской улице открылась впервые в Москве и впервые столь полная выставка частной коллекции Софьи Александровны Нуриджановой, выпускницы филологического факультета Ленинград­ского университета, затем школьной учительницы в Уфе, великолепного знатока и страстного популяризатора народного искусства. За более чем сорок лет она собрала свыше тысячи предметов. Ее коллекция — единственная в своем роде, подобной нет в нашей стране.

Назову лишь наиболее значительное, ценное, редкое. Уникальное собрание тагильских подносов — среди самых знаменитых: «Райский сад», «Бабушкин букет», «Цветы и бабочки». Прекрасная вышивка. Дымковская и каргопольская игрушка. Богородская резьба по дереву. Большая коллекция деревянных шкатулок. Работы из уральского камня, которые представляют огромную художественную ценность. Более 80 жостовских подносов. Собрание башкирских сувениров. Холмогорская, тобольская, уэленская резьба по кости. Павловские платки. Коробочки из кап-корня. Изделия из металла, фарфора, фаянса, стекла, хрусталя. Произведения художников Палеха, Федоскина, Хохломы, Мстеры, Холуя…

Еще один раздел нужно непре­менно упомянуть — предметы башкирского и татарского национального искусства. С них начиналась коллек­ция, и они всегда имели приоритет­ное значение. Особенно много работ из ткани, исполненных талантливы­ми мастерицами. Это превосход­ная коллекция тканых, узорча­тых полотенец и платков.

Диву даешься, как эта энергич­ная, но с весьма скромным достат­ком учительница могла собрать та­кую огромную и превосходную кол­лекцию. Она тратила на ее собира­ние не только свое свободное время, но и все далеко не «свободные» деньги. И у нее было много друзей, поклонников, тех, кого она заразила страстью к собирательству и кото­рые ей повсеместно помогали. Она получала много даров, семейных ре­ликвий, с которыми, откровенно, бы­ло порой нелегко расстаться.

Главная ценность экспозиции со­стоит в ее цельности, по которой можно проследить развитие народного искусства почти за сто лет. Здесь собрано то, что украшало на­шу повседневную жизнь, быт, нацио­нальные праздники и торжества. По­том все это постепенно уходило, те­рялось, забывалось, в лучшем случае пряталось в бабушкины сундуки. А когда спохватились, многое пропа­ло безвозвратно. И лишь благодаря таким энтузиастам, как Софья Нуриджанова, в нашу жизнь возвращается нетленная народная красота.

В ее коллекции немало подлин­ных шедевров народного искусства, произведений высокого художест­венного достоинства, которые могли бы украсить любой крупный музей. И таким счастливым обладателем станет Всероссийский музей декора­тивно-прикладного и народного ис­кусства, который дал ей нынешнее выставочное пристанище. Софья Александровна большую часть сво­их богатств преподносит ему в дар. И эта выставка становится «лебеди­ной» песней широко известной кол­лекции, она в своем первозданном виде перестанет существовать.

— Естественно, очень жалко рас­ставаться с коллекцией, которую с таким трудом я собирала более со­рока лет, — говорит Софья Алексан­дровна. — Но после переезда из Уфы в Москву ее негде стало раз­мещать, нет средств, чтобы ее нор­мально хранить и пополнять. На мою пенсию это не потянешь, а иных источников дохода у меня нет. Вот и приходится прощаться с тем, что было счастьем и смыслом моей жизни. Потом пришло время поза­ботиться о будущем коллекции, и лучшего места, чем музей, для нее не сыщешь…

Коллекция попадает в хорошие руки. Со временем лучшая ее часть получит постоянный персональный раздел с благодарным указанием на ее собирателя и владельца — Софью Александровну Нуриджанову.

Культура. Рубрика «Выставка». 2002, 15-21 августа.

Послесловие.

На открытии выставки было празднично, парадно и я была взволнована совершившимся событием: ведь я давно решила, что подарю все собранное музею (что мне было делать с коллекцией в маленькой квартирушке в Москве?!), и сказала об этом вслух на церемонии открытия. После отхлынувших журналистов я вдруг увидела подходившего ко мне немолодого господина. Красивый, высокий, с осанкой кавалергарда, он так почтительно поклонился мне, что меня вдруг осенило:

— Господин Кончин?!

— Нет, просто Евграф Васильевич Кончин, — улыбаясь, мягко поправил он.

Боже мой! Не могла поверить своим глазам!! Ведь это он, Евграф Кончин, в 1966-ом написал мне, учительнице из Уфы, похвалы моей статье! Он в другом письме предлагал целую серию тем для статей в «Советскую культуру», писал еще… Это ему я написала в 90-е гг. о бедственном положении «Метальной лавки» (тагильские подносы) с просьбой послать в Тагил журналиста, обладающего современными экономическими знаниями, разбирающегося, говоря современным языком, в маркетинге, знающего, как продвигать товар на рынок. Сама видела: художники создают шедевры, но они лежат на складе. Надо помочь промыслу вписаться в новое время. Евграф Васильевич ответил мне грустным письмом на старой пишущей машинке с собственноручными поправками (это растрогало), что помочь-то и невозможно, таких журналистов в редакции нет, некому поехать и разбираться…

И вот… встреча… и она так ярко стоит перед глазами и так счастливо живет в памяти…

После первых слов с поздравлениями он понизил голос:

— Софья Александровна, что Вы делаете?! Это же миллионное состояние! Подумайте! Не торопитесь!

…Я решила не отдавать коллекцию музею, покупателей не нашлось, помочь сыну рассчитаться за мою квартиру по ипотеке не смогла. Ну, да сейчас (15.03.09) это уже все дело прошлое, хотя ипотека еще и не выплачена. Я благодарна чрезвычайно музею за организацию выставки и принесла ему в дар собрание игрушек Ульяны Бабкиной, чугунное литье, что-то еще…

Когда я была почти в отчаянии, что же делать с коллекцией, внук Арсений сказал мне:

— Бабушка, отдай мне!

— А ты что будешь с ней делать?

— Будут дети, буду им рассказывать о тебе.

Надеюсь, тут начнется уже другая жизнь…

Предыдущая запись Н. ГРИГОРЬЕВА. ХЛЕБ ВЫПЕЧЕН, ВКУСЕН КВАСОК, ЗДОРОВЫ И СЫТЫ РЕБЯТА
Следующая запись ВИКТОР БОЧЕНКОВ. СОФЬЯ НУРИДЖАНОВА: «ЧИТАЙТЕ ПОЛОТЕНЦА!»