Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской улице открылась впервые в Москве и впервые столь полная выставка частной коллекции Софьи Александровны Нуриджановой, выпускницы филологического факультета Ленинградского университета, затем школьной учительницы в Уфе, великолепного знатока и страстного популяризатора народного искусства. За более чем сорок лет она собрала свыше тысячи предметов. Ее коллекция — единственная в своем роде, подобной нет в нашей стране.
Назову лишь наиболее значительное, ценное, редкое. Уникальное собрание тагильских подносов — среди самых знаменитых: «Райский сад», «Бабушкин букет», «Цветы и бабочки». Прекрасная вышивка. Дымковская и каргопольская игрушка. Богородская резьба по дереву. Большая коллекция деревянных шкатулок. Работы из уральского камня, которые представляют огромную художественную ценность. Более 80 жостовских подносов. Собрание башкирских сувениров. Холмогорская, тобольская, уэленская резьба по кости. Павловские платки. Коробочки из кап-корня. Изделия из металла, фарфора, фаянса, стекла, хрусталя. Произведения художников Палеха, Федоскина, Хохломы, Мстеры, Холуя…
Еще один раздел нужно непременно упомянуть — предметы башкирского и татарского национального искусства. С них начиналась коллекция, и они всегда имели приоритетное значение. Особенно много работ из ткани, исполненных талантливыми мастерицами. Это превосходная коллекция тканых, узорчатых полотенец и платков.
Диву даешься, как эта энергичная, но с весьма скромным достатком учительница могла собрать такую огромную и превосходную коллекцию. Она тратила на ее собирание не только свое свободное время, но и все далеко не «свободные» деньги. И у нее было много друзей, поклонников, тех, кого она заразила страстью к собирательству и которые ей повсеместно помогали. Она получала много даров, семейных реликвий, с которыми, откровенно, было порой нелегко расстаться.
Главная ценность экспозиции состоит в ее цельности, по которой можно проследить развитие народного искусства почти за сто лет. Здесь собрано то, что украшало нашу повседневную жизнь, быт, национальные праздники и торжества. Потом все это постепенно уходило, терялось, забывалось, в лучшем случае пряталось в бабушкины сундуки. А когда спохватились, многое пропало безвозвратно. И лишь благодаря таким энтузиастам, как Софья Нуриджанова, в нашу жизнь возвращается нетленная народная красота.
В ее коллекции немало подлинных шедевров народного искусства, произведений высокого художественного достоинства, которые могли бы украсить любой крупный музей. И таким счастливым обладателем станет Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, который дал ей нынешнее выставочное пристанище. Софья Александровна большую часть своих богатств преподносит ему в дар. И эта выставка становится «лебединой» песней широко известной коллекции, она в своем первозданном виде перестанет существовать.
— Естественно, очень жалко расставаться с коллекцией, которую с таким трудом я собирала более сорока лет, — говорит Софья Александровна. — Но после переезда из Уфы в Москву ее негде стало размещать, нет средств, чтобы ее нормально хранить и пополнять. На мою пенсию это не потянешь, а иных источников дохода у меня нет. Вот и приходится прощаться с тем, что было счастьем и смыслом моей жизни. Потом пришло время позаботиться о будущем коллекции, и лучшего места, чем музей, для нее не сыщешь…
Коллекция попадает в хорошие руки. Со временем лучшая ее часть получит постоянный персональный раздел с благодарным указанием на ее собирателя и владельца — Софью Александровну Нуриджанову.
Культура. Рубрика «Выставка». 2002, 15-21 августа.
Послесловие.
На открытии выставки было празднично, парадно и я была взволнована совершившимся событием: ведь я давно решила, что подарю все собранное музею (что мне было делать с коллекцией в маленькой квартирушке в Москве?!), и сказала об этом вслух на церемонии открытия. После отхлынувших журналистов я вдруг увидела подходившего ко мне немолодого господина. Красивый, высокий, с осанкой кавалергарда, он так почтительно поклонился мне, что меня вдруг осенило:
— Господин Кончин?!
— Нет, просто Евграф Васильевич Кончин, — улыбаясь, мягко поправил он.
Боже мой! Не могла поверить своим глазам!! Ведь это он, Евграф Кончин, в 1966-ом написал мне, учительнице из Уфы, похвалы моей статье! Он в другом письме предлагал целую серию тем для статей в «Советскую культуру», писал еще… Это ему я написала в 90-е гг. о бедственном положении «Метальной лавки» (тагильские подносы) с просьбой послать в Тагил журналиста, обладающего современными экономическими знаниями, разбирающегося, говоря современным языком, в маркетинге, знающего, как продвигать товар на рынок. Сама видела: художники создают шедевры, но они лежат на складе. Надо помочь промыслу вписаться в новое время. Евграф Васильевич ответил мне грустным письмом на старой пишущей машинке с собственноручными поправками (это растрогало), что помочь-то и невозможно, таких журналистов в редакции нет, некому поехать и разбираться…
И вот… встреча… и она так ярко стоит перед глазами и так счастливо живет в памяти…
После первых слов с поздравлениями он понизил голос:
— Софья Александровна, что Вы делаете?! Это же миллионное состояние! Подумайте! Не торопитесь!
…Я решила не отдавать коллекцию музею, покупателей не нашлось, помочь сыну рассчитаться за мою квартиру по ипотеке не смогла. Ну, да сейчас (15.03.09) это уже все дело прошлое, хотя ипотека еще и не выплачена. Я благодарна чрезвычайно музею за организацию выставки и принесла ему в дар собрание игрушек Ульяны Бабкиной, чугунное литье, что-то еще…
Когда я была почти в отчаянии, что же делать с коллекцией, внук Арсений сказал мне:
— Бабушка, отдай мне!
— А ты что будешь с ней делать?
— Будут дети, буду им рассказывать о тебе.
Надеюсь, тут начнется уже другая жизнь…