В Уфимской художественной галерее вчера открылась выставка коллекции Софьи Александровны Нуриджановой.
Наши пути пересеклись уже в Уфе. На филфаке Ленинградского университета я с ней знакома не была. Помню очень румяную, строгую девушку с каким-то взыскующим взглядом, задумчиво стоящую около читалки с книжкой. Много тогда было у нас замечательных старшекурсников, прошедших войну, утративших и вновь обретающих в жизни что-то очень дорогое. Соня была из них. Счастливое детство в одухотворенно чистой среде петербургских интеллигентов, хранителей обычаев и моральных ценностей общества. Война, оккупация, увоз в Эстонию, пастушество на сельском хуторе. Освобождение, университет. Врожденная интеллигентность прошла проверку «кислотой» фашистского варварства — и не потускнела, хотя было это в 13-16 лет.
«Зерно» выставки, которая вчера открылась, — в глубоком преклонении перед творческими возможностями народа. Любого — русского, башкирского, немецкого…
Керамика, кость, дерево, камень, вышивка… Хохлома, Нижний Тагил, Жостово, Холмогоры… Все это — содержимое сокровищниц творчества, к каждой из которых она прикасалась с трепетом.
Помню, она тащит меня на распродажу. Я бы спокойно прошла мимо, а тут — купила игрушки из дерева, филигрань, до сих пор греют душу. А в дальнюю поездку, которая для нее не в новинку, мне подняться помешала элементарная инертность. А ведь могла бы… Поздно. Позади годы. А сегодня, стоя посреди престижного зала и обозревая накопленное ею, восхищаюсь последовательностью, педантичностью коллекционера и ее любовью к делам рук человеческих.
Все эти качества присутствуют в ее многочисленных публикациях в местной и российской печати, в настойчивости, с какой раскрывала она ценность творчества перед своими учениками в вечерней школе, в лекциях под эгидой общества «Знание» (приработок шел на покупку книг, альбомов, поделок). Я, уфимка, каждый раз подвергалась экзамену по истории моего города, его художественных, театральных, музыкальных новинок и узнавала много нового. Мысленно представляю на этой выставке еще одну замечательную женщину, с которой имела честь познакомиться и с которой, наверное, и начинались коллекции. Это мать Софьи Александровны Юлия Федоровна Тихомирова, сотрудница Центрального бюро краеведения, в свое время разогнанного, репрессированного, вдохновительница, советчик и друг.
Человек неуступчивый, принципиальный, большой работоспособности, не просто любящий прекрасное, но готовый ему служить, настойчиво вовлекающий других в свой мир, Софья Александровна сумела связать единой нитью старину и современность. Я ей очень благодарна, так же, как все, кто получил от нее заряд этой взыскующей любви.
Выставка частной коллекции в Уфе — событие. А коллекции этой — 40 лет.
Вечерняя Уфа. 1998, 18 марта.