Мы не всегда ладим. От столкновения моей провинциальной лености к познаванию с ее педантизмом и энергией порой высекаются искры. Я, в конце концов, отступаю: а, очень-то надо! Хотя прекрасно знаю: надо, очень даже надо! Надо, чтобы тебя где-нибудь на углу подхватила под локоть довольно-таки пожилая гражданка и с юношеским пылом стала допытываться: как живешь, посетила ли такую-то выставку, спектакль, что прочла, заметила ли прогресс певицы такой-то — целый экзамен, очень трудный. Мало таких гражданок на душу нашего населения и, что греха таить, воспринимается их энтузиазм как некое чудачество, что ли.
Могу засвидетельствовать: моя знакомая — человек чрезвычайно практичный. И дело даже не в том, что ей, как большинству из нас, всю жизнь приходилось заботиться о семье, детях, считать каждую копейку. Практичность привита ей с детства семейным воспитанием. Не хвататься за модное, уважать свое, исконное, русское и вообще — народное. Это относится и к одежде, и к кухне, и к общему бытовому укладу. Не подкрашенная вода из яркого пакета ребенку, нет, яблоко и морковка. Не «золотые» кофты с рынка, а лоскутные платья от мастерицы-портнихи — чудо как хороши! Словом, уклад простой: хлеб выпечен, вкусен квасок, здоровы и сыты ребята…
Такой же принцип положен и в основу главного ее увлечения — коллекционирования предметов народного искусства. Увлечение выросло из того же зерна: из любования своим, родным — родиной, землей, ее людьми и делами их рук — и так же впитано с молоком матери.
Я имела честь познакомиться с матерью. Представительная, седовласая, она удивительно располагала к себе милым русским лицом, красивой, правильной речью, добротой, юмором. Чувствовалось, что эта женщина крепко стоит на земле и что ее знание жизни уходит корнями глубоко-глубоко, к предыдущим поколениям. Так оно и оказалось — потомственный служитель на ниве культуры и просвещения, Юлия Федоровна была сотрудницей Центрального бюро краеведения, которое находилось в Ленинграде. Это учреждение было разогнано по воле «лучшего друга» народов, а сотрудники его репрессированы. В том числе и отец моей знакомой. Умение выбирать жизненные ценности сохранило дух семьи, несмотря на все удары времени: репрессии, оккупацию, бытовые трудности наших дней. Мать воспитала в своих дочерях — будущих филологе и геологе — почтение к народному творчеству и желание служить ему. Девочки вместе с матерью прошли испытание войной, оказались на оккупированной территории, а затем были увезены фашистами в рабство. После войны бывшая пастушка стала студенткой Ленинградского университета, а позже приехала с мужем в Уфу.
Софья Александровна Нуриджанова — это о ней я рассказываю — хорошо знакома уфимцам по своим публикациям по вопросам культуры, искусства, по лекциям о народных промыслах, по просветительской работе среди своих учеников из школы рабочей молодежи. Недавно она обнародовала, наконец, все то, что собрано ею за 40 лет жизни в Уфе — состоялась выставка ее частной коллекции в Уфимской художественной галерее. Вышивка, художественное шитье, подносы, ткани, изделия из кости и дерева…
Только теперь, увидев все это полностью, оценила масштабность замыслов, упорство, изобретательность, с которыми эта удивительная женщина не просто собирала вещи, но через них приобщала нас — знакомых, друзей, учеников — к народному искусству, к культуре общения с ним. Ее притягивают места знаменитых российских промыслов — Хохлома, Нижний Тагил, Жостово, Холмогоры. О них мы только слышали, а она находила возможности подышать их воздухом, познакомиться с их мастерами. Забросит путь-дорога в любой не известный никому уголок — и там «откопает» что-нибудь интересное, старушки в башкирских деревнях с радостью подарят ей свои изделия, а то и изделия своих бабушек.
В этом труде вижу проявление патриотизма, того, который завещали нам отцы, деды, который Софья Александровна передает своим сыновьям, внукам, ученикам.
Задвинули мы куда-то в запасники это слово, это понятие — патриотизм. Чуть ли не стесняемся его. А он живет! Живет в уфимских семьях с крепкими, здоровыми корнями — Вавиловых, Андриановых, Злобиных, Гордеевых. Здесь бережно хранят все, что собирали предки: книги, картины, вещи, альбомы, ноты. В одной семье есть парчовый сарафан, в котором венчалась прабабушка. У сарафана даже имя есть — Обетованный. Чтобы спасти жизнь больной дочери, дала мать обет: все гости на свадьбе дочери будут в русских нарядах. В этой семье бережно сохраняются обычаи, наставления, имена, нравственные устои. Всем этим богатством активно делится семья в рамках Лермонтовского центра: проводит праздники для детей, гостиные для взрослых, музыкальный салон. И какой это все находит отклик!
Давайте почаще будем рассказывать о тех, в чьем быте, образе жизни, увлечениях, занятиях отразилась любовь к родному Отечеству.
Советская Башкирия. Рубрика «Традиции». 1998, 24 июня.