Открываю дверь: несколько рабочих стучат костяшками домино, жуют бутерброды, запивая молоком. Нет, тут меня не ждут. Я приехала читать лекцию о народном прикладном искусстве в обеденный перерыв в 20-й цех нефтеперерабатывающего завода имени XXII съезда КПСС.
«Ну, хорошо, по крайней мере, часть слушателей на месте,— думаю про себя.— Где ж остальные?»
Боевой стук костяшек привел меня еще в одну бытовку. Тут рабочих больше, к тому же есть скамейки и стол. Я всегда приношу на лекции полную сумку вещиц из своей коллекции: занятные деревянные игрушки, матрешки, тканые полотенца, расписную деревянную посуду… Молча вынимаю и ставлю их на стол. Стихают удары костяшек, «доминошники» перестраиваются: надеются совместить игру с лекцией. Но мне нужна полная победа, нужно все внимание сидящих вокруг: искусство должно победить. И оно побеждает. Людей захватывает необычная прелесть и красочность народного творчества, лекция начинается. Рабочие спохватываются:
— Идемте лучше в красный уголок!
Кто-то подхватывает сумку, кто-то помогает нести книги с иллюстрациями…
А вот еще эпизод из моей лекторской практики. Клуб «Новатор» в поселке Александровка. Сегодня здесь собрание комсомольского актива 21 треста. Я смотрю на молодых людей и немного побаиваюсь: смогу ли увлечь их, настроить на свою волну? А то ведь подведу Толю Емашева, комсорга, который предоставил мне трибуну. Правда, трибуны в прямом смысле этого слова нет. На длинном столе, покрытом бархатной скатертью, расставляю свои богатства. Комсомольцы помогли мне добраться до «Новатора», я привезла с собой две большие тяжелые сумки. На столе — целая выставка. В углу, где обычно сидят оркестранты, развешиваю на пюпитрах старинные тканые концы полотенец. Зал становится праздничней.
Лекция, кажется, удалась. Собственно, это была и не лекция, а оживленный разговор о вкусах и пристрастиях, о безукоризненной гармонии изделий народных мастеров, о всякого рода подделках под красоту, которые нередко встречаются в жизни.
Когда мы ехали домой, Толя Емашев сказал, что комсомольцы признались ему: у них «открылись» глаза. Для меня встреча наша осталась памятной надолго. Сомнений не могло быть: молодежи идеи народного искусства совсем не были чужды. Конечно, Виктор Субоч, комсорг СМУ-1 «Союзпроммеханизации», не сделается собирателем старинных полотенец или матрешек, ему вполне достаточно своей «болезни»: его страсть — мотор, он разрядник-мотогонщик. Но живой, темпераментный, человек подлинной культуры, он с явным удовольствием вступил и в далекий от техники мир.
Все без исключения встречи со слушателями убеждают меня в том, что тема народного прикладного искусства — тема нужная, она восполняет серьезный пробел в кругозоре наших современников. Отчего же мало, до смешного мало таких встреч со слушателями?
Лекционная работа сосредоточена в районных отделениях общества «Знание». Со всех заводов, учреждений, учебных заведений стекаются сюда заявки. Развитие большой химии, борьба с религией, любовь и дружба и, конечно, международная политика — актуальные, даже «вечные» темы общества по распространению политических и научных знаний. Но стоит ли ограничиваться только ими? Ведь общество «Знание» — это «врата» учености, источник широчайшего круга сведений. Почему же представители заводов, огромных коллективов труда, приходя заказывать лекции к Я.М. Швартбурду, ответственному секретарю Орджоникидзевского отделения общества, открывают только калитку?..
За год я получила около 10 заявок на лекцию «Прекрасное — рядом» (о народном прикладном искусстве). Остальные лекции — результат собственных моих хлопот. Как-то позвонила приятельница. Арсен сказал, что меня нет дома. «А где же мама?» — «Пошла наниматься на лекцию». 1969. Может быть, кто-то считает, что эта тема «недостаточно актуальная»? Видимо, так. Но многие ли знают, что почти во всех столицах мира есть «русские» магазины, где нашу культуру и искусство представляют и изделия народных мастеров. На Всемирной выставке в Брюсселе золотые медали присуждены не только заводам, конструкторским бюро, колхозам, но и мастерам-умельцам из разных уголков России. Сейчас башкирские сувениры из капо-корня идут чуть ли не во все страны мира. А держали ли вы в руках коробочку из капо-корня, приглядывались к ней? И что такое капо-корень — знаете? У меня есть любительская фотография изделий из капо-корня, маленьких шедевров Природы и Художников, которые в «Агидели» были отобраны для Всемирной выставки в Осаке в 1970 г.
Знать свое народное искусство — долг каждого. Но даже в школе дети почти ничего не узнают о русских умельцах, кроме того, что такие водились еще в Киевской Руси. А дальше? А сейчас? Неужели не интересно и не полезно узнать хотя бы о крупнейших художественных промыслах? Иные из них имеют многовековую историю. Только в РСФСР существуют сейчас 314 предприятий, где работают свыше 62 тысяч резчиков, вышивальщиц, чеканщиков, ковровщиц, кружевниц. Или их груд, их фантазия, их талант не нужны нам?
Те ответственные люди, которым завод или учреждение доверили организовывать лекции, расширять кругозор товарищей по работе,—почему они односторонни и столь самонадеянны в своих суждениях? Иногда прямо говорят мне:
— Такие темы — для особо культурных людей, а нам это не подойдет!
Грустно? Хуже всего, что за этим стоит и полное незнание своих людей. Дело тут не в «особой культурности».
В СМУ-8 треста «Башспецнефтестрой» парторг И.С. Сагибаев помог мне организовать лекцию. Состав слушателей — рабочие. Красный уголок, светлый, чистый, залит зимним солнцем. На столах иллюстрированные журналы. Кое-кто поначалу поглядывал в журнал, но очень скоро живая красота народных изделий взяла всех в плен. Я совершенно не вижу разницы в восприятии—будь то рабочая аудитория, будь то научно-исследовательский коллектив. Для тех и других, как правило, тема «Народное прикладное искусство» на 99 процентов,— новая область знания. Хохлома, русская скань, Жостово, Палех, Богородское — обо всем этом многие имеют сведения путаные или более чем поверхностные. Случается, что и в научном учреждении сотрудники закованы в броню нелюбознательности. Так в научно-исследовательском институте нефтехимии не нашлось ни одного желающего послушать о народном искусстве. Мне кажется, здесь просто не было среди организаторов лекции деятельного человека с душой, открытой красоте.
А вот у их соседей, в «БашНИИстрое», такой человек нашелся. Это товарищ Гончаров. Он не только организовал лекцию, продумал «завлекательный» анонс, но и попросил кого-то из сотрудников найти фильм о выставке прикладного искусства или о народных умельцах. Такого фильма не нашли, но привезли другой, превосходный: «В мире танца» о М. Эсамбаеве. Этот вечер сотрудники, думаю, забудут нескоро.
…Рассказ мой вышел за рамки регламента, но, казалось, никто не спешил.
— Говорите, говорите! Время есть!
Вспоминается, что и жильцы общежития завода «Синтезспирт» на ул. Короленко говорили, прощаясь, с доброй улыбкой:
— Приходите еще!
Это просветление на лицах, улыбки адресованы были тем скромным, безвестным талантам, которые донесли до наших дней мудрую и наивную прелесть народного искусства, смогли передать свежесть восприятия народом окружающей жизни, праздничность, добрый юмор.
Часто я встречаю своих бывших слушателей уже единомышленниками. Вот два друга из треста «Башнефтезазодстрой»: Петр Русаков и Станислав Вимошкин. Они несут из магазина праздничную хохломскую вазу и, довольные, показывают ее мне.
Я радуюсь, когда, возвращаясь из поездки в деревню, девушки и юноши привозят мне драгоценные сувениры. Два конца полотенец подарил мне Сагит Сафин, ученик 9 класса вечерней школы № 26. Яркие, со сложным, но в то же время легко читающимся геометрическим рисунком, они украшают мою коллекцию. Только теперь, после наших бесед об искусстве, многие слушатели открыли для себя непреходящую ценность народного ткачества. А то бывает и так: вроде бы стесняются («деревенских» полотенец, обрезают в городе красные концы и выбрасывают, «чтоб не стыдно было».
…Лекция длится обычно час-полтора, а вот сколько времени идет на предварительные хождения, яеще не подсчитала. Только один человек в нашем районе приглашал меня не однажды — это X.Г. Узянбаев, воспитатель общежития «Синтезспирта». Он понимает, что народное искусство — не только интереснейшая страница современной культуры, но и барьер на пути всякой безвкусицы, «художественной» пошлости. Это искусство помогает юности ответить на вопрос, что есть красота.
Ленинец. Рубрика «Из блокнота лектора». 1965, 13 апреля.