Оценить этот элемент
  • 0.00 / 5 5
(0 votes)

Открываю дверь: несколько рабочих стучат костяшками домино, жуют бутерброды, запивая молоком. Нет, тут меня не ждут. Я приехала чи­тать лекцию о народном при­кладном искусстве в обеден­ный перерыв в 20-й цех неф­теперерабатывающего завода имени XXII съезда КПСС.

«Ну, хорошо, по крайней мере, часть слушателей на месте,— думаю про себя.— Где ж остальные?»

Боевой стук костяшек привел меня еще в одну бытовку. Тут рабочих больше, к тому же есть скамейки и стол. Я всегда приношу на лекции полную сумку вещиц из своей коллекции: занятные деревянные игрушки, матрешки, тка­ные полотенца, расписную деревянную посуду… Молча вынимаю и ставлю их на стол. Стихают удары костяшек, «доминошники» перестраиваются: надеются совместить игру с лекцией. Но мне нужна полная победа, нужно все внимание сидящих вокруг: искусство должно победить. И оно побеждает. Людей захватывает необычная прелесть и красочность народного творчества, лекция начинается. Рабочие спохватываются:

— Идемте лучше в красный уголок!

Кто-то подхватывает сумку, кто-то помогает нести книги с иллюстрациями…

А вот еще эпизод из моей лекторской практики. Клуб «Новатор» в поселке Александровка. Сегодня здесь собрание комсомольского актива 21 треста. Я смотрю на молодых людей и немного побаиваюсь: смогу ли увлечь их, настроить на свою волну? А то ведь подведу Толю Емашева, комсорга, который предоставил мне трибуну. Правда, трибуны в прямом смысле этого слова нет. На длинном столе, покрытом бархатной скатертью, расставляю свои богатства. Комсомольцы помогли мне добраться до «Новатора», я привезла с собой две большие тяжелые сумки. На столе — целая выставка. В углу, где обычно сидят оркестранты, развешиваю на пюпитрах старинные тканые концы полотенец. Зал становится праздничней.

Лекция, кажется, удалась. Собственно, это была и не лек­ция, а оживленный разговор о вкусах и пристрастиях, о безукоризненной гармонии изделий народных мастеров, о всякого рода подделках под красоту, которые нередко встречаются в жизни.

Когда мы ехали домой, Толя Емашев сказал, что комсомольцы признались ему: у них «открылись» глаза. Для меня встреча наша осталась памятной надолго. Сомнений не могло быть: молодежи идеи народного искусства совсем не были чужды. Конечно, Виктор Субоч, комсорг СМУ-1 «Союзпроммеханизации», не сделается собирателем старинных полотенец или матрешек, ему вполне достаточно своей «болезни»: его страсть — мотор, он разрядник-мотогонщик. Но живой, темпераментный, человек подлинной культуры, он с явным удовольствием вступил и в далекий от техники мир.

Все без исключения встречи со слушателями убеждают меня в том, что тема народного прикладного искусства — тема нужная, она восполняет серьезный пробел в кругозоре наших современников. Отчего же мало, до смешного мало таких встреч со слушателями?

Лекционная работа сосредо­точена в районных отделениях общества «Знание». Со всех заводов, учреждений, учебных заведений стекаются сюда заявки. Развитие большой химии, борьба с религией, лю­бовь и дружба и, конечно, ме­ждународная политика — ак­туальные, даже «вечные» те­мы общества по распростра­нению политических и научных знаний. Но стоит ли ограничи­ваться только ими? Ведь об­щество «Знание» — это «вра­та» учености, источник широ­чайшего круга сведений. Поче­му же представители заводов, огромных коллективов труда, приходя заказывать лекции к Я.М. Швартбурду, ответствен­ному секретарю Орджоникидзевского отделения общества, открывают только калитку?..

За год я получила около 10 заявок на лекцию «Прекрасное — рядом» (о народном прикладном искусстве). Остальные лекции — результат собственных моих хлопот. Как-то позвонила приятельница. Арсен сказал, что меня нет дома. «А где же мама?» — «Пошла наниматься на лекцию». 1969. Может быть, кто-то считает, что эта тема «недостаточно актуальная»? Видимо, так. Но многие ли знают, что почти во всех столицах мира есть «русские» магазины, где нашу культуру и искусство представляют и изделия народных мастеров. На Всемирной выставке в Брюсселе золотые медали присуждены не только заводам, конструкторским бюро, колхозам, но и мастерам-умельцам из разных уголков России. Сейчас башкирские сувениры из капо-корня идут чуть ли не во все страны мира. А держали ли вы в руках коробочку из капо-корня, приглядывались к ней? И что такое капо-корень — знаете? У меня есть любительская фотография изделий из капо-корня, маленьких шедевров Природы и Художников, которые в «Агидели» были отобраны для Всемирной выставки в Осаке в 1970 г.

Знать свое народное искус­ство — долг каждого. Но да­же в школе дети почти ничего не узнают о русских умель­цах, кроме того, что такие во­дились еще в Киевской Руси. А дальше? А сейчас? Неужели не интересно и не полезно узнать хотя бы о крупнейших художественных промыслах? Иные из них имеют многове­ковую историю. Только в РСФСР существуют сейчас 314 предприятий, где работают свыше 62 тысяч резчиков, вы­шивальщиц, чеканщиков, ковровщиц, кружевниц. Или их груд, их фантазия, их талант не нужны нам?

Те ответственные люди, ко­торым завод или учреждение доверили организовывать лек­ции, расширять кругозор това­рищей по работе,—почему они односторонни и столь са­монадеянны в своих сужде­ниях? Иногда прямо говорят мне:

— Такие темы — для особо культурных людей, а нам это не подойдет!

Грустно? Хуже всего, что за этим стоит и полное незнание своих людей. Дело тут не в «особой культурности».

В СМУ-8 треста «Башспецнефтестрой» парторг И.С. Сагибаев помог мне организовать лекцию. Состав слушателей — рабочие. Красный уголок, светлый, чистый, залит зимним солнцем. На столах иллюстрированные журналы. Кое-кто поначалу поглядывал в журнал, но очень скоро живая красота народных изделий взяла всех в плен. Я совершенно не вижу разницы в восприятии—будь то рабочая аудитория, будь то научно-исследовательский коллектив. Для тех и других, как правило, тема «Народное прикладное искусство» на 99 процентов,— новая область знания. Хохлома, русская скань, Жостово, Палех, Богородское — обо всем этом многие имеют сведения путаные или более чем поверхностные. Случается, что и в научном учреждении сотрудники закованы в броню нелюбознательности. Так в научно-исследовательском институте нефтехимии не нашлось ни одного желающего послушать о народном искусстве. Мне кажется, здесь просто не было среди организаторов лекции деятельного человека с душой, открытой красоте.

А вот у их соседей, в «БашНИИстрое», такой человек нашелся. Это товарищ Гончаров. Он не только организовал лекцию, продумал «завлекательный» анонс, но и попросил кого-то из сотрудников найти фильм о выставке прикладного искусства или о народных умельцах. Такого фильма не нашли, но привезли другой, превосходный: «В мире танца» о М. Эсамбаеве. Этот вечер сотрудники, думаю, забудут нескоро.

…Рассказ мой вышел за рамки регламента, но, казалось, никто не спешил.

— Говорите,  говорите! Время есть!

Вспоминается, что и жильцы общежития завода «Синтезспирт» на ул. Короленко говорили, прощаясь, с доброй улыбкой:

— Приходите еще!

Это просветление на лицах, улыбки адресованы были тем скромным, безвестным талантам, которые донесли до наших дней мудрую и наивную прелесть народного искусства, смогли передать свежесть восприятия народом окружающей жизни, праздничность, добрый юмор.

Часто я встречаю своих бывших слушателей уже единомышленниками. Вот два друга из треста «Башнефтезазодстрой»: Петр Русаков и Станислав Вимошкин. Они несут из магазина праздничную хохломскую вазу и, довольные, показывают ее мне.

Я радуюсь, когда, возвра­щаясь из поездки в деревню, девушки и юноши привозят мне драгоценные сувениры. Два конца полотенец подарил мне Сагит Сафин, ученик 9 класса вечерней школы № 26. Яркие, со сложным, но в то же время легко читающимся геометрическим рисунком, они украшают мою коллекцию. Только теперь, после наших бесед об искусстве, многие слушатели открыли для себя непреходящую ценность народного ткачества. А то бывает и так: вроде бы стесняются («деревенских» полотенец, обрезают в городе красные концы и выбрасывают, «чтоб не стыдно было».

…Лекция длится обычно час-полтора, а вот сколько времени идет на предварительные хождения, яеще не подсчитала. Только один человек в нашем районе приглашал меня не однажды — это X.Г. Узянбаев, воспитатель общежития «Синтезспирта». Он понимает, что народное искусство — не только интереснейшая страница современной культуры, но и барьер на пути всякой безвкусицы, «художественной» пошлости. Это искусство помогает юно­сти ответить на вопрос, что есть красота.

Ленинец. Рубрика «Из блокнота лектора». 1965, 13 апреля.

Предыдущая запись Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и почитатели книг Софьи Александровны
Следующая запись МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ