У одной нашей учительницы я увидела покрышку на телевизоре — затканную яркой шерстью красную холщовую салфетку. Однако оказалось, что это не салфетка, а сшитые вместе концы широкого полотенца.
Удивительно было сочетание толстых шерстяных ниток с льняными, поражал сложный геометрический орнамент, приводило в изумление, как смело сочетали цвета: ярко-зеленый, розовый, фиолетовый… Пленяла замечательная ритмичность куска в целом. Это было как песня из нескольких строф-полос, а в каждой — свой строй геометрических выпуклых фигур.
Так я узнала о существовании совершенно особой области башкирской культуры. И с тех пор собрала коллекцию изумительных изделий народного творчества.
Для меня сейчас подержать полотенце в руках — как полистать любимую книгу. Когда я вытаскиваю свои самые любимые тастамалы, набрасываю их на спинку дивана, на стол, на стулья — легкое чувство окрыленности, творчества овладевает душой. Чувствую цвет, насыщаюсь им, «слушаю» причудливые мотивы геометрических фигур…
Собственно, почему я так горячо защищаю тастамал, шаршау, словом, местное народное ткачество? Ведь вкусы меняются. Да, вкусы меняются, но в отношении к народному искусству, мне кажется, нам часто не хватает знаний, культуры. О вкусах спорят. Вкус народа воспитывают. Народное искусство — не только интереснейшая страница истории культуры, но это и барьер на пути всякой безвкусицы, «художественной» пошлости.
Вопрос состоит в том, чтобы сберечь оставшиеся полотенца именно как подлинные шедевры прикладного искусства, узорного ткачества, о котором стоило бы так же всем знать, как знают о вологодских кружевах, украинской керамике, эстонском вязании…
…В коридоре меня догоняет юноша, сует мне в руки какой-то пакет в мятой газете. Догадываюсь: это новый дар. Парень убежал, даже не успела сказать спасибо! Но потом, в другую перемену, когда я благодарю его и рассказываю о красоте полотенца, около меня собирается кружок. Ребята щупают полотенце, смотрят на него вблизи и издалека, привыкают к нему и уже чувствуют его. Это первые шаги, наиболее скептичные все еще смотрят на меня, как на чудачку. Но многие уже со мной.
Мне кажется, вот эта их радость, их понимание и есть новое, свежее чувство родины, негромкая любовь к своему краю, гордость за то, что сделали руки бабки. Поразительно, что гармония геометрических фигур орнамента, талантливость в сочетании красок узора, филигранное мастерство, словом, красота ручного ткачества, своеобразие национальных традиций очень быстро доходят до моих учеников, взрослых и юных, русских и татар, башкир и чувашей. Мне потребовалось лишь немного подтолкнуть их воображение, и глаза их уже с готовностью впитывали красоту.
Любовь к Отечеству… Может быть, иногда она так и начинается, не от ума, не со страниц учебника, а с восхищения, радости…
А теперь представьте себе маленький школьный музей прикладного искусства… Можно устроить выставки прикладного искусства своего района. Собрать все шаршау, салфетки, полотенца, старинные украшения, пригласить бабушек, авторов этих произведений, сделать это праздником для всей деревни…
Мне жаль, что в Уфе за последние 8-10 лет так и не было выставки прикладного искусства народов, живущих в Башкирии. Мало кто представляет эту красоту. Полотенца, головные уборы, нагрудные повязки, фартуки, скатерти – всех богатств не перечтешь! Мне скажут: «Ну хорошо. Познакомились. Узнали. Но ведь все это уже в прошлом». В прошлом ли? Не от нас ли зависит сохранить жизнь интересной народной традиции, найти ей дорогу в настоящее, в современность? Поставить дело на твердую экономическую основу?
Почему бы не пойти по пути Эстонии или Дагестана, где женщины получают заказы на дом и в свободное время вяжут или ткут, создавая произведения прикладного искусства.
Так можно было бы постепенно возродить узорное, декоративное ткачество, дать женщинам в деревне содержательную творческую работу на зимнее время, обеспечив их дополнительным заработком, более тонко, духовно связать их с городом.
А если размечтаться? Поездки на семинары в Уфу, занятия с художниками, музеи, выставки, театр… К тому времени, надеюсь, производственное объединение «Агидель» получило бы и свой фирменный магазин, и прямые торговые связи, и обеспечение материалом. Так национальные традиции ручного ткачества послужили бы базой для особого вида кустарной промышленности сувениров, украшения интерьера.
Проблема в том, что ткать. Задача — создать образцы, новые, современные вещи: предметы убранства квартиры, наволочки для диванных подушек, покрышки на телевизор, декоративные ткани для общественных интерьеров, например для сельского клуба, колхозных гостиниц, наконец, сувениры! Ассортимент — дело наживное, не такое придумываем!
Итак, новые изделия и новые, свежие мотивы узоров, не копирование старых образцов. Хотя на первых порах, по-моему, возможно и воспроизводство старинных узоров.
Подобная работа — поиски использования традиций национального прикладного искусства в современности — ведется в «Агидели». Но проекты художников, опытные экземпляры так и остаются в шкафу художественной лаборатории. В результате в Уфу завозят украшенные вышивкой платья, кофточки, занавеси из других городов Федерации, а о собственной вышивке, тем более ткачестве, и не слышно. Изыскательская работа художников-прикладников В. Шутовой, А. Ефимовой и других нуждается в самом добром и внимательном содействии общественности и уж, конечно, тех, кто руководит местной промышленностью.
…У меня есть полотенце, которое так и хочется накинуть на голову, как палантин. Иногда я так и делаю, когда хочу убедить кого-нибудь в неисчерпаемых возможностях народного ткачества в наш век космических полетов и нетканых материалов.
— А что, красиво?
— Да, очень. И так модно!
— А это ведь полотенце!
Действительно, полотенце это прекрасно. Благородные линии узора, сдержанный цвет удовлетворяют самый требовательный вкус. Пропагандировать, популяризировать надо именно геометрические орнаменты, присущие местному прикладному искусству. Нужен альбом татарских и башкирских орнаментов. Необходима популяризаторская работа наших ученых. Архитекторы и модельеры, художники парков и оформители витрин магазинов могут оказать огромное влияние на формирование эстетического чувства народа, если с тактом используют все богатства народного искусства.
А, как унылы многие наши серые дома! Казалось бы, фигуры геометрического орнамента будто созданы, чтобы украсить безликую стену красочным пятном. Пробы в этом плане есть, но они бледны по сравнению с тем, как могло бы быть.
Тема народное творчество и современность неисчерпаема.
Мне хотелось привлечь к ней внимание еще и в том плане, как через узорное ткачество можно познать глубже родной край, нежнее полюбить его, какие горизонты прекрасного неожиданно открываются при знакомстве с ним и какое место традиции народного искусства должны занять в нашей духовной жизни…
Советская культура. Рубрика «Всесоюзный поиск мастеров». 1966, 2 июля.