Сорок лет назад учительница Софья Александровна Нуриджанова начала собирать произведения народного прикладного искусства. Сегодня она является обладателем уникальной коллекции. Некоторые из предметов выставлены в эти дни в Уфимской художественной галерее. Выставку представляет сам автор.
«Какая-то странная коллекция! Все это я видела в магазине, да и дома у меня есть подобная ажурная тарелка», — подумает, поглядев на мои «произведения народного прикладного искусства», кто-нибудь из посетителей. И будет абсолютно прав: все эти (ну почти все!) вещицы — из расхожего ассортимента хозяйственных, посудных лавок, из отделов школьно-письменных принадлежностей (здесь было куплено несколько богородскх игрушек) и очень многое — из магазинов уцененных товаров. Большая часть шкатулочек приобретена в последние 10 — 15 лет. В специализированных магазинах что-либо покупала редко. До сих пор помню, как мучительно решалась приобрести скульптуру «Конь» тогда еще за 9 рублей в «Подарках» у горсовета.
Наверняка, и у вас дома есть немало подобных вещей. По широте натуры, благодаря уверенности в завтрашнем дне вы пускали в обиход хохломские ложки-плошки, полх-майданскую матрешку отдавали играть детям. А я… я эти игрушки ставила в сервант или на полку среди книг, а если и давала поиграть, то потом опять же ставила на место. Любимые мною маленькие шедевры помогали мне жить: излучали радость, веселили душу.
Первой игрушкой была «Кукушка и Петух». Я купила ее в августе 1957 года в Москве. На ней и сейчас еще жива эмблема Фестиваля молодежи и студентов, к которому готовилась вся страна.
С той поры, купив любой пустячок: свистульку, яйцо, кружевце, я бросалась к книгам, журналам. Посчастливилось в течение 60-х годов купить несколько чудных альбомов (они выставлены с коллекцией), четверть века выписывала журнал «Декоративное искусство СССР». Он и стал моим подлинным университетом.
Судьба была милостива ко мне и послала встречи с необыкновенными людьми. Начиналось обычно с книги, увлечения. Благодарная за какие-либо открытия, я писала автору. Так возникла переписка и, смею сказать, дружба с Юрием Андреевичем Арбатом. Он прежде всего страстный охранитель наших исконных народных художественных промыслов, их проповедник, коллекционер. Автор превосходных, часто им же самим и оформленных книг. И книги его, и общение с ним (эпистолярное главным образом) дали мне бесконечно много. Я ощутила себя ученицей Юрия Андреевича, стала писать в газеты, читать лекции от общества «Знание». За это платили немного, но заработанные таким образом деньги я считала своими личными средствами и с полным правом тратила на «тарарушки». На очередную лекцию приходила с целой сумкой экспонатов — получалась маленькая выставка. Слушатели удивительно благожелательно принимали меня, так же, как и я в свое время, открывали много нового.
Но самым важным было то, что во время работы учительницей русского языка и литературы в уфимской ШРМ-26 (я проработала там 25 лет) всю внеклассную работу свою я воспринимала как эстетическое воспитание, начиная всегда с народного прикладного искусства. Мне хотелось, чтобы оно освещало жизнь и моим дорогим ученикам.
Советская Башкирия. Рубрика «Выставки». 1998, 6 апреля.