Оценить этот элемент
  • 0.00 / 5 5
(0 votes)

Каждая выставка — это путешествие во времени (сейчас и тогда), в простран­стве (здесь и где-то там), это яркие сердечные впечатления (восхищение, удивле­ние), вспыхнувшее желание продолжать это путешествие-узнавание.

Выставка «Народное декоративное искусство казанских татар. Традиции и сов­ременность» в нашем Национальном музее — небольшая, компактная, емкая, по­нравилась мне чрезвычайно. Она составлена с удивительным чувством меры, ко­торое позволило охватить богатейший фактический материал, ни в чём не пере­грузив экспозицию. Ее авторы — казанские музейщики.

Все витрины «прочитываются» легко, все виды народного прикладного искусства ка­занских татар слагаются в поэму о духовном богатстве народа.

Экспонаты рождают в душе массу ассо­циаций. Ведь мы живем в республике рядом с татарами. А близость башкирского и та­тарского народного декоративного искусст­ва бесспорна. И могучие культурные потоки сливаются в воображении в образ двух на­родов-братьев.

Прежде всего, хочу сказать вот о какой особенности этой экспозиции: каждый раз­дел (ткачество, вышивка, оформление древ­них книг, ювелирное искусство и другие) снабжен кратким, но содержательным ком­ментарием. Я с удовольствием переписыва­ла эти тексты в тетрадь, потому что о мно­гом и слышать никогда не приходилось. Про­сто — откровение.

Итак, совершим, дорогой читатель, не­большую экскурсию по выставке.

Как хорош народный костюм! Женский — это воплощение достоинства, это значитель­ность внутреннего мира, это женская стать. Длинное, свободное, ниспадающее, с обор­ками по подолу, оно делало женщину строй­ной, высокой. Стоит пожалеть, что у нас в Уфе нет моды на летнее татарское платье…

Вышивать умели почти все женщины. Учились с детства. Благодать цветущего са­да в намазлыке (молитвенный коврик) на­полняла душу молящегося. Столько в вы­шивках намазлыков животворящей силы и безграничной фантазии в растительных мо­тивах, исполненных тамбуром! Тамбур — вид вышивки, при которой петля заходит за петлю, образуя тончайшую плотную или ажурную цепочку. Такими же цепочечками заполняется, застилается середина цветка или листика. Тамбур у казанских татарок — самая любимая и самая распространенная техника вышивки. Она давала женщинам безбрежную свободу в композиции, в выбо­ре цветовой гаммы, свободу в следовании традициям. Так, традиционной была тема бу­кета, а тюльпана как первого весеннего цветка в пробуждающейся степи. В букете ученые видят восхождение к понятию «дре­во жизни». Эту вечную, дивную, живую красоту жен­щины творили во имя гармонии, добра, чистых помыслов, ради света в семье, в доме, в душе…

На выставке я встретилась со старинны­ми татарскими полотенцами, как с давними преданными друзьями. В моей коллекции есть несколько, почти таких же, монумен­тальных, длинных, двухцветных: красный цвет узора на левой стороне оказывается зеркальным — белый узор на красном фоне. Помню, лет 30 тому в Аллагувате, при­городе Салавата, жена муллы, немолодая крепкая женщина, придирчиво перебирала содержимое двух больших узлов и, найдя то, что искала, сказала мне:

— Вот тебе два настоящих татарских по­лотенца!

Приходите на выставку! Вы так же попа­дете в плен изумительных ритмов геометри­ческих узоров народного ткачества и не ото­рвете глаз от этих произведений ткацкого искусства деревенских женщин прошлого века.

Где-то я читала, что у татарки было столько звучащих блях в накоснике, брасле­тов и колец с подвесками, что ее сначала слышали, а потом уж видели. Да и какой женщине чуждо ювелирное искусство! А у казанских татар оно было в расцвете! Почти все ювелирные техники использовали казан­ские ювелиры, а как любили они бирюзу, сердолик, топаз…

Татарка несла на себе эти шедевры юве­лирного искусства и все в ней было в худо­жественном единстве: головные, шейные ук­рашения, нагрудные, браслеты…

Чтобы рассказать еще об одной витрине, позволю себе процитировать аннотацию к ней:

«Казанские татары — единственный на­род в Поволжье, исповедующий мусульман­ство. В Волжской Булгарии ислам был при­нят официально в 922 г.».

«Желание прочитать стихи (суры) Корана на иностранном языке (на арабском) побуди­ло […] к тщательному изучению арабской грамматики, что привело почти к 100-про­центной грамотности».

«Строго соблюдалась заповедь пророка Мухаммеда о запрете на изображение жи­вотных и людей, чтобы избежать идолопо­клонства. Взамен этого талант народных ма­стеров был направлен на развитие расти­тельного и геометрического орнамента и каллиграфии».

В витрине мы видим учебник арабской грамматики середины XIX века, Коран, но любопытнее всего было рассматривать шамаиль «Древности Булгара». По форме шамаиль — лист гравюры, напоминает страни­цу из старинного Евангелия…

Шамаили — особый тип и жанр татар­ской живописи и графики. Они появились в татарском быту с конца XVII века. Авторы шамаилей были абсолютно свободны в вы­боре того окружения, той среды, в которые они вносили слово Божие, суру, стих из Ко­рана. Но так как слово это было священное, то весь каллиграфический талант мастера должен был проявляться прежде всего в на­чертании этих слов. Его окружение и архи­тектурные ансамбли («Древности Булгара»!) и фантазии по мотивам известных архитек­турных святынь, природа, натюрморты — бесконечное разнообразие сюжетов. За од­ним исключением: нельзя было изображать человека и живые существа.

Очень жаль, что Казанский музей не представил этот вид искусства более широ­ко…

В рекламном плакате о выставке обраща­ют на себя внимание слова «Традиции и сов­ременность». Лучше всего эта тема развита на материале татарской кожаной обуви. Та­тарские сапожки Арской фабрики нацио­нальной обуви, знаменитая мозаика по ко­же… Хочется верить, что мы еще увидим до­машние туфельки, сапоги, сумки Арской фа­брики и на прилавках наших магазинов.

Выставка «Декоративное искусство ка­занских татар» сказала нам главное: в Каза­ни чтут и берегут свои традиции народного прикладного искусства, значит, традиции — живы и у них непременно будут продолжа­тели.

Советская Башкирия. Рубрика «Выставки». 1998, 16 июля.

Предыдущая запись ДОРОГА К КАМНЮ
Следующая запись БАШКИРСКИЙ КИЛИМ КАК ОБЪЕКТ МЕДИТАЦИИ