Каждая выставка — это путешествие во времени (сейчас и тогда), в пространстве (здесь и где-то там), это яркие сердечные впечатления (восхищение, удивление), вспыхнувшее желание продолжать это путешествие-узнавание.
Выставка «Народное декоративное искусство казанских татар. Традиции и современность» в нашем Национальном музее — небольшая, компактная, емкая, понравилась мне чрезвычайно. Она составлена с удивительным чувством меры, которое позволило охватить богатейший фактический материал, ни в чём не перегрузив экспозицию. Ее авторы — казанские музейщики.
Все витрины «прочитываются» легко, все виды народного прикладного искусства казанских татар слагаются в поэму о духовном богатстве народа.
Экспонаты рождают в душе массу ассоциаций. Ведь мы живем в республике рядом с татарами. А близость башкирского и татарского народного декоративного искусства бесспорна. И могучие культурные потоки сливаются в воображении в образ двух народов-братьев.
Прежде всего, хочу сказать вот о какой особенности этой экспозиции: каждый раздел (ткачество, вышивка, оформление древних книг, ювелирное искусство и другие) снабжен кратким, но содержательным комментарием. Я с удовольствием переписывала эти тексты в тетрадь, потому что о многом и слышать никогда не приходилось. Просто — откровение.
Итак, совершим, дорогой читатель, небольшую экскурсию по выставке.
Как хорош народный костюм! Женский — это воплощение достоинства, это значительность внутреннего мира, это женская стать. Длинное, свободное, ниспадающее, с оборками по подолу, оно делало женщину стройной, высокой. Стоит пожалеть, что у нас в Уфе нет моды на летнее татарское платье…
Вышивать умели почти все женщины. Учились с детства. Благодать цветущего сада в намазлыке (молитвенный коврик) наполняла душу молящегося. Столько в вышивках намазлыков животворящей силы и безграничной фантазии в растительных мотивах, исполненных тамбуром! Тамбур — вид вышивки, при которой петля заходит за петлю, образуя тончайшую плотную или ажурную цепочку. Такими же цепочечками заполняется, застилается середина цветка или листика. Тамбур у казанских татарок — самая любимая и самая распространенная техника вышивки. Она давала женщинам безбрежную свободу в композиции, в выборе цветовой гаммы, свободу в следовании традициям. Так, традиционной была тема букета, а тюльпана как первого весеннего цветка в пробуждающейся степи. В букете ученые видят восхождение к понятию «древо жизни». Эту вечную, дивную, живую красоту женщины творили во имя гармонии, добра, чистых помыслов, ради света в семье, в доме, в душе…
На выставке я встретилась со старинными татарскими полотенцами, как с давними преданными друзьями. В моей коллекции есть несколько, почти таких же, монументальных, длинных, двухцветных: красный цвет узора на левой стороне оказывается зеркальным — белый узор на красном фоне. Помню, лет 30 тому в Аллагувате, пригороде Салавата, жена муллы, немолодая крепкая женщина, придирчиво перебирала содержимое двух больших узлов и, найдя то, что искала, сказала мне:
— Вот тебе два настоящих татарских полотенца!
Приходите на выставку! Вы так же попадете в плен изумительных ритмов геометрических узоров народного ткачества и не оторвете глаз от этих произведений ткацкого искусства деревенских женщин прошлого века.
Где-то я читала, что у татарки было столько звучащих блях в накоснике, браслетов и колец с подвесками, что ее сначала слышали, а потом уж видели. Да и какой женщине чуждо ювелирное искусство! А у казанских татар оно было в расцвете! Почти все ювелирные техники использовали казанские ювелиры, а как любили они бирюзу, сердолик, топаз…
Татарка несла на себе эти шедевры ювелирного искусства и все в ней было в художественном единстве: головные, шейные украшения, нагрудные, браслеты…
Чтобы рассказать еще об одной витрине, позволю себе процитировать аннотацию к ней:
«Казанские татары — единственный народ в Поволжье, исповедующий мусульманство. В Волжской Булгарии ислам был принят официально в 922 г.».
«Желание прочитать стихи (суры) Корана на иностранном языке (на арабском) побудило […] к тщательному изучению арабской грамматики, что привело почти к 100-процентной грамотности».
«Строго соблюдалась заповедь пророка Мухаммеда о запрете на изображение животных и людей, чтобы избежать идолопоклонства. Взамен этого талант народных мастеров был направлен на развитие растительного и геометрического орнамента и каллиграфии».
В витрине мы видим учебник арабской грамматики середины XIX века, Коран, но любопытнее всего было рассматривать шамаиль «Древности Булгара». По форме шамаиль — лист гравюры, напоминает страницу из старинного Евангелия…
Шамаили — особый тип и жанр татарской живописи и графики. Они появились в татарском быту с конца XVII века. Авторы шамаилей были абсолютно свободны в выборе того окружения, той среды, в которые они вносили слово Божие, суру, стих из Корана. Но так как слово это было священное, то весь каллиграфический талант мастера должен был проявляться прежде всего в начертании этих слов. Его окружение и архитектурные ансамбли («Древности Булгара»!) и фантазии по мотивам известных архитектурных святынь, природа, натюрморты — бесконечное разнообразие сюжетов. За одним исключением: нельзя было изображать человека и живые существа.
Очень жаль, что Казанский музей не представил этот вид искусства более широко…
В рекламном плакате о выставке обращают на себя внимание слова «Традиции и современность». Лучше всего эта тема развита на материале татарской кожаной обуви. Татарские сапожки Арской фабрики национальной обуви, знаменитая мозаика по коже… Хочется верить, что мы еще увидим домашние туфельки, сапоги, сумки Арской фабрики и на прилавках наших магазинов.
Выставка «Декоративное искусство казанских татар» сказала нам главное: в Казани чтут и берегут свои традиции народного прикладного искусства, значит, традиции — живы и у них непременно будут продолжатели.
Советская Башкирия. Рубрика «Выставки». 1998, 16 июля.