Оценить этот элемент
  • 0.00 / 5 5
(0 votes)

О выставке «Материальная культура башкирского народа»

О, весна, без конца и без краю, без конца и без краю мечта…» Все знают продолжение строфы, но мне хочется остано­виться на этих гимничес­ких строках. Бесконечность жизни, ее вечное обновле­ние мы чувствуем с каж­дой весной, но я замети­ла, что с каждой весной, особенно с наступлением апреля, происходит и у нас в Уфе какое-то ду­ховное обновление. Какие-то неведомые животворя­щие силы вызывают к жиз­ни праздники культуры.

Право, это счастливые дни! Премьера в оперном, в русской драме, во Двор­це культуры нефтяников, органные концерты Вл. Муртазина, вернисаж в Нестеровском музее, ожида­ние бенефиса Леоноры Куватовой… Словом, весен­ний ренессанс культуры!

Но, безусловно, праздник праздников — открытие выставки «Материальная культура башкирского на­рода» в Башкирском государственном историко-краеведческом музее на ул. Советской, 14.

Память услужливо вызы­вает образы прежней экспозиции в Краеведческом музее в старом здании. Но нет, не хочу сравнений (там юрта, здесь — изба), не хочу умиленных вос­поминаний. Я пришла в новый музей, и пусть но­вая экспозиция сама го­ворит о себе и за себя.

Что нравится прежде всего? Строгая простота, лаконичность экспозиции. По существу, все выстав­ленное можно пересчи­тать по пальцам. Надо было обладать мужеством, чтобы отказаться от соб­лазна, выставить еще один костюм, еще одно укра­шение. Запасники-то му­зея богатейшие! Парит в пространстве и потому так поэтично смотрится старое дерево ковшей (ижау), их ручки, их цепи с фигуркой волка (тотем) — истинные произведения искусства башкирских резчиков. Ведь делались они из одного куска дерева!

…Какие фантастические формы у этих кожаных со­судов, как тускло мерцает их маренговый цвет! Из книги С.И. Руденко «Баш­киры» узнала, что предки современных башкир пользовались хитроумными коптильнями, чтоб превра­тить кожу животных в креп­кий, как рог, материал. Витрина с этой кожаной утварью — любопытная страничка из истории ма­териальной культуры на­рода.

Сдержанная простота экс­позиции взрывается язы­ческим буйством красок тастамалов (полотенец) и шаршау (занавесей), пара­дом национальных костю­мов. Экспозиция так вы­строена, что невольно го­воришь себе: не спеши! Вглядись в убранство старинного деревенского до­ма, медленно впитай в се­бя эти маленькие шедев­ры ручного ткачества, один за другим. Знай: этот особый красный цвет по­лучался таким в руках баш­кирских женщин потому, что красили пряжу раститель­ными красителями. Восхи­тись гармонией, ритмами геометрических фигур, их бесконечным разнообразием, отметь про себя классические композиции узорных концов полотенец и шаршау-занавесей. Я не говорю о технике. Она безупречна.

Узнав лет тридцать тому назад о башкирском народ­ном ткачестве, повидав в деревнях у старых женщин их бесценные старинные тастамалы, я прониклась, мне кажется, духом наро­да. И даже стала собирать тастамалы.

Столетия, если не тыся­челетия передавались из поколения в поколения тех­ника ткачества, традицион­ные узоры, национальный колорит — творилась ма­териально-художественная культура народа. В этом смысле и выставку, дума­ется, точнее было бы назвать «Материально-худо­жественная культура баш­кирского народа».

Мы, выросшие на ас­фальте, в железобетонных коробках, одетые в синте­тику, приникаем к музей­ным сокровищам в надеж­де припасть к истокам на­ционального, значит, общечеловеческого.

…В экспозиции музея — «высокая мода» народного костюма. Пожалуйста, выбирайте любое выражение: «затаив дыхание», «с ду­шевным трепетом», «обалденно», но именно так вы смотрите на национальный костюм. Безупречная строгость линий кроя халатов-эленов подчеркивается позументом, полосами цветного сукна, расположением вышивок, акцентируется пряжкой. Какое владение различными видами техники демонстрируют мастера-ювелиры! Скань (филигрань), чернение, гравировка, штамповка — все это можно рассмотреть в браслетах, кольцах, пряжках, подвесках. Но самое характернейшее старинное украшение баш­кирок — кораллово-монет­ный нагрудник. Их разли­чают по форме, по месту былого распространения, и называются они «сельтер» и «хаккал». Сколько фанта­зии в композиции плотно­го кораллового «кружева», в расположении монет, блях, пуговиц, ракушек! И вместе с тем благород­ное чувство ритма, береж­но хранимая традиция!

Я насчитала в экспози­ции девять таких нагруд­ных украшений, которые и сейчас излучают не про­сто достоинство женщины, но исполнены величия ро­да. Недаром они состав­ляли обязательную часть приданого, передавались по наследству. Народ хранил свои духовные бо­гатства.

Выставка, подобная этой, повышает духовный потен­циал всех, кто сталкива­ется с ней, русских и башкир, татар и марийцев. чувашей и удмуртов… Все народы талантливы! Сегод­ня мы с любовью и ин­тересом вглядываемся в материально-художественную культуру башкир­ского народа — и в музее, и в жизни. Да, к счастью, и в жизни! Потому что уникальность нашей республики в том, что кое-где еще выбиваются родники традиционного мастерства: ткут паласы, узорно плотничают, вяжут, вышивают. И здесь материальная культура становится фактом и фактором культуры духовной. Знакомясь с выставкой, я невольно вспоминала энциклопедическое исследование «Декоративно-прикладное искусство башкир». Книга эта была создана коллективом авторов под редакцией Р.Г. Кузеева и опубликована в Уфе в 1964 году мизерным тиражом — 1500 экземпляров. Серьезная монография написана легко, читается, как роман из истории народа. Книгу необходимо переиздать, особенно теперь, когда так очевиден интерес всех наших народов друг к другу.

Весьма симптоматично, что в эти же дни в Музее интернациональной друж­бы в Уфе работает вы­ставка «Марийцы Башкор­тостана». Тут нет блиста­тельных экспонатов Крае­ведческого музея, но идею близости национальных ку­льтур ощущаешь без под­сказки экскурсовода, сто­ит только всмотреться в узоры ткачества, в крой костюма, в технику и узор вышивки.

Да, воистину: дружба культур — дружба народов!

Советская Башкирия. Рубрика «Выставки». 1992, 4 апреля.

Предыдущая запись ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
Следующая запись МОИ ИГРУШКИ ИЗЛУЧАЮТ РАДОСТЬ