О выставке «Материальная культура башкирского народа»
О, весна, без конца и без краю, без конца и без краю мечта…» Все знают продолжение строфы, но мне хочется остановиться на этих гимнических строках. Бесконечность жизни, ее вечное обновление мы чувствуем с каждой весной, но я заметила, что с каждой весной, особенно с наступлением апреля, происходит и у нас в Уфе какое-то духовное обновление. Какие-то неведомые животворящие силы вызывают к жизни праздники культуры.
Право, это счастливые дни! Премьера в оперном, в русской драме, во Дворце культуры нефтяников, органные концерты Вл. Муртазина, вернисаж в Нестеровском музее, ожидание бенефиса Леоноры Куватовой… Словом, весенний ренессанс культуры!
Но, безусловно, праздник праздников — открытие выставки «Материальная культура башкирского народа» в Башкирском государственном историко-краеведческом музее на ул. Советской, 14.
Память услужливо вызывает образы прежней экспозиции в Краеведческом музее в старом здании. Но нет, не хочу сравнений (там юрта, здесь — изба), не хочу умиленных воспоминаний. Я пришла в новый музей, и пусть новая экспозиция сама говорит о себе и за себя.
Что нравится прежде всего? Строгая простота, лаконичность экспозиции. По существу, все выставленное можно пересчитать по пальцам. Надо было обладать мужеством, чтобы отказаться от соблазна, выставить еще один костюм, еще одно украшение. Запасники-то музея богатейшие! Парит в пространстве и потому так поэтично смотрится старое дерево ковшей (ижау), их ручки, их цепи с фигуркой волка (тотем) — истинные произведения искусства башкирских резчиков. Ведь делались они из одного куска дерева!
…Какие фантастические формы у этих кожаных сосудов, как тускло мерцает их маренговый цвет! Из книги С.И. Руденко «Башкиры» узнала, что предки современных башкир пользовались хитроумными коптильнями, чтоб превратить кожу животных в крепкий, как рог, материал. Витрина с этой кожаной утварью — любопытная страничка из истории материальной культуры народа.
Сдержанная простота экспозиции взрывается языческим буйством красок тастамалов (полотенец) и шаршау (занавесей), парадом национальных костюмов. Экспозиция так выстроена, что невольно говоришь себе: не спеши! Вглядись в убранство старинного деревенского дома, медленно впитай в себя эти маленькие шедевры ручного ткачества, один за другим. Знай: этот особый красный цвет получался таким в руках башкирских женщин потому, что красили пряжу растительными красителями. Восхитись гармонией, ритмами геометрических фигур, их бесконечным разнообразием, отметь про себя классические композиции узорных концов полотенец и шаршау-занавесей. Я не говорю о технике. Она безупречна.
Узнав лет тридцать тому назад о башкирском народном ткачестве, повидав в деревнях у старых женщин их бесценные старинные тастамалы, я прониклась, мне кажется, духом народа. И даже стала собирать тастамалы.
Столетия, если не тысячелетия передавались из поколения в поколения техника ткачества, традиционные узоры, национальный колорит — творилась материально-художественная культура народа. В этом смысле и выставку, думается, точнее было бы назвать «Материально-художественная культура башкирского народа».
Мы, выросшие на асфальте, в железобетонных коробках, одетые в синтетику, приникаем к музейным сокровищам в надежде припасть к истокам национального, значит, общечеловеческого.
…В экспозиции музея — «высокая мода» народного костюма. Пожалуйста, выбирайте любое выражение: «затаив дыхание», «с душевным трепетом», «обалденно», но именно так вы смотрите на национальный костюм. Безупречная строгость линий кроя халатов-эленов подчеркивается позументом, полосами цветного сукна, расположением вышивок, акцентируется пряжкой. Какое владение различными видами техники демонстрируют мастера-ювелиры! Скань (филигрань), чернение, гравировка, штамповка — все это можно рассмотреть в браслетах, кольцах, пряжках, подвесках. Но самое характернейшее старинное украшение башкирок — кораллово-монетный нагрудник. Их различают по форме, по месту былого распространения, и называются они «сельтер» и «хаккал». Сколько фантазии в композиции плотного кораллового «кружева», в расположении монет, блях, пуговиц, ракушек! И вместе с тем благородное чувство ритма, бережно хранимая традиция!
Я насчитала в экспозиции девять таких нагрудных украшений, которые и сейчас излучают не просто достоинство женщины, но исполнены величия рода. Недаром они составляли обязательную часть приданого, передавались по наследству. Народ хранил свои духовные богатства.
Выставка, подобная этой, повышает духовный потенциал всех, кто сталкивается с ней, русских и башкир, татар и марийцев. чувашей и удмуртов… Все народы талантливы! Сегодня мы с любовью и интересом вглядываемся в материально-художественную культуру башкирского народа — и в музее, и в жизни. Да, к счастью, и в жизни! Потому что уникальность нашей республики в том, что кое-где еще выбиваются родники традиционного мастерства: ткут паласы, узорно плотничают, вяжут, вышивают. И здесь материальная культура становится фактом и фактором культуры духовной. Знакомясь с выставкой, я невольно вспоминала энциклопедическое исследование «Декоративно-прикладное искусство башкир». Книга эта была создана коллективом авторов под редакцией Р.Г. Кузеева и опубликована в Уфе в 1964 году мизерным тиражом — 1500 экземпляров. Серьезная монография написана легко, читается, как роман из истории народа. Книгу необходимо переиздать, особенно теперь, когда так очевиден интерес всех наших народов друг к другу.
Весьма симптоматично, что в эти же дни в Музее интернациональной дружбы в Уфе работает выставка «Марийцы Башкортостана». Тут нет блистательных экспонатов Краеведческого музея, но идею близости национальных культур ощущаешь без подсказки экскурсовода, стоит только всмотреться в узоры ткачества, в крой костюма, в технику и узор вышивки.
Да, воистину: дружба культур — дружба народов!
Советская Башкирия. Рубрика «Выставки». 1992, 4 апреля.