Если вы несколько лет не были в Уфе, то город сперва поразит новостройками, потом чем-то более тонким: больше вкуса в оформлении магазинов, больше книжных лавок, совсем немного аляповатых щитов с прописными истинами… Часто попадаются на глаза театральные и спортивные афиши, анонсы выставок. Город заметно стал одухотвореннее. Это первое, внешнее впечатление — не обманчиво. Каждый уфимец дополнит его собственными наблюдениями и штрихами.
Меня интересует башкирское прикладное искусство, в частности, местные сувениры. Да, башкирские сувениры! История создания их проходила у меня на глазах. Года три-четыре назад была горстка художников-прикладников, выпускников Московского художественно-промышленного училища имени Калинина, целый шкаф распрелестных вещиц, придуманных ими, и… стена непонимания, недоверия к их работе. Произведения прикладного искусства месяцами, а то и больше года лежали в шкафу художественной лаборатории производственного объединения «Агидель», потому что их никто не утверждал и не хотели брать торговые организации: народу-де они не нужны…
Об этих не столь уж отдаленных временах писала газета «Ленинец». И вот в универмаге и в других магазинах вижу целые прилавки башкирских, наших уфимских сувениров. Влюбленность в свое дело, талант и настойчивость многих и многих людей вознаграждена: есть башкирские сувениры! О капо-корне и медведях с чиляком говорили много. Но вот новинки.
Это же кураист В.А. Решетникова, художника «Агидели». Помню поиски художника еще в глине, тогда кураист сидел… Но сегодняшний кураист — удача. Это маленькая скульптура, 8-9 см, в ней остро схвачена характерная поза музыканта, подчеркнута его основательность, какая-то, я бы сказала, слитность с землей, с деревней, с народной жизнью… Этот кураист — не артист, переодевшийся в народный костюм, а земледелец, в свободный час играющий на любимом инструменте. Фигура кураиста производит впечатление значительности, даже монументальности, потому что в ней нет ничего лишнего, но есть та обобщенность и одухотворенность, которые присущи реалистической скульптуре. Кураист вырезан из липы, немного подчеркнута росписью национальная одежда. В такой же манере выполнен и батыр. Всякий, кто любит и знает народный быт, с удовольствием возьмет в руки эти фигурки, а в других они, может быть, пробудят любознательность, заставят обратиться к книгам, рассказам бывалых людей. К 50-летию В.А. Решетникова газета «Вечерняя Уфа» 4 сентября 1981 г. опубликовала мою полуполосную статью о нём «Башкирский искусник». В ней я написала и обо всех полученных В.А. дипломах и участии его во многих зарубежных выставках. Статья сопровождалась фотографиями замечательных, уникальных работ художника. — Январь 2009.
А вот и матрешки! Любуюсь ими, сравниваю одну с другой, отбираю несколько лучших в свою коллекцию сувениров. Среди них могут быть и лучше и несколько хуже, так как роспись от руки, в ней всегда есть что-то свое, печать индивидуальности мастера…
Эта роспись по дереву — талантливый эксперимент художницы Веры Шутовой.
Роспись по дереву не была столь уж распространена в башкирском прикладном искусстве. Зато ткачество и вышивка — это целый мир красок, самобытнейших композиций в узоре, какой-то особенной ритмичной гармонии. Вышивка наиболее часто украшала строгие линии женской народной одежды. А великолепные нагрудные украшения из монет, блях и бус!
Мне кажется, что В. Шутовой удалось, не копируя, создать удивительную «одежду» для своих башкирок. Несколько лет В. Шутова была художником цеха строчевышивки. Изучала, собирала образцы народного искусства. Ящики ее стола в художественной лаборатории «Агидель» распирает от зарисовок, записей. Уже в вышивке она вела борьбу с отстоявшейся пошлостью, создавая рисунки по мотивам национального искусства.
Веру в шутку называют основоположником башкирского сувенира. Но именно работы с деревом стали этапом ее творческой биографии. Незаметно все чаще Шутова уходила в мастерскую к токарному станку. «Лепила» странных куколок, иные теперь кажутся слабыми, чего-то в них нет, другие — здравствуют по сей день.
По-моему, «Марьям» просто неотразима: Вера ухватила линию костюма, подчеркнуто строгую геометричность покроя (и она легка в росписи!), растительные орнаменты тамбурной вышивки вписываются в любую плоскость. Цвета — холодновато-малиновый, зеленый, фиолетово-вишневый — те, что мы встречаем на старых вышивках. Не забыты и нагрудные украшения.
О «Марьям» я не оговорилась. Так окрестили нашу башкирскую матрешку. Ведь и матрешка — уменьшительное от Матрены. Может быть, читатели подскажут, как назвать нашу красавицу?
Очень хороша «апа». Правда, название этих деревянных куколок не совсем удачно — все-таки «апа» — пожилая женщина, а лица у куколок — это кокетливые кукольные рожицы. Лучше было бы подобрать красивое башкирское имя. Кстати, хотелось бы предупредить будущих покупателей: не изучайте по этой рожице анатомию женского лица — не тут глаза, не такой рот… Это игрушка, сувенир, и все в нем условно от одежды до «черт» лица.
Я надеюсь, что Вера Шутова осуществит свой замысел — создать по принципу матрешки серию деревянных кукол «Подруги». В «башкирку» будут вставляться «чувашка», «марийка», «удмуртка», «мордовка». Затея любопытная. Ведь Башкирия необычайно многонациональная республика, и каждый народ обладает своими художественными традициями, которые отразились в народном костюме. Какой бы это был изящный, полный значения сувенир!
Сейчас, в эти октябрьские дни, по-особому радует, что молодая художественная промышленность Башкирии, вдохновляясь традициями народного искусства, выпустила к 50-летию Советской власти немало интересных сувениров.
Ленинец. 1967, 10 октября.