Оценить этот элемент
  • 0.00 / 5 5
(0 votes)

Больше двух лет прошло с того дня, как я впервые попала в детский сад № 156 Химического завода. Теперь дорога туда уже не кажется длинной. Вроде не успели отъехать от Колхозного рынка, и вот они, тимашевские избы на взгорье, украшенные резьбой, с калитками и воротами. С автобусной остановки сворачиваешь вправо, идешь несколько в гору, и просторное двухэтажное здание детского сада сияет тебе навстречу светлыми окнами.

Я уже всматриваюсь, не видно ли заведующей Нины Семеновны Иткуловой, это ведь она положила начало нашему знакомству, заказав в Орджоникидзевском районном отделении общества «Знание» лекцию о народном прикладном искусстве.

Та первая встреча с коллективом детского сада имела для меня особые последствия, потому что Нина Семеновна пригласила меня еще раз, и я познакомилась с только начавшим там работать новым педагогом Любовью Антоновной Тихоновой. Лекция-беседа о народном искусстве иллюстрировалась: в детский сад были доставлены две сумки «тарарушек», башкирских тастамалов и книг. Слушатели оказались на редкость чуткими, с желанием самим побольше посмотреть да узнать.

Воспитательницы, нянечки, повара садились в зале в кружок, в середину ставили стол, мы раскладывали на нем все привезенное, развешивали на стульях изумительные полотенца. Все сверкало и горело красками, наполняло сердце праздником. Но мне хотелось не просто передать информацию, хотелось передать жажду искать, наблюдать, радоваться.

Педагог Л.А. Тихонова просила провести несколько бесед-занятий о дымковской игрушке, о богородской резьбе, о жостовских подносах, народной вышивке, о башкирском прикладном искусстве, о миниатюре. Ведь, к сожалению, даже многие воспитательницы не держали в руках богородскую игрушку, не отличат жостовского подноса от нижнетагильского, смутное представление имеют о современной миниатюре, часто не воспринимают красивые варежки или паутинку как предмет народного искусства…

Научить детей видеть прекрасное вокруг себя — значит прежде всего уметь самому остро воспринимать красоту внешнего мира, мира вещей, созданных талантливыми мастерами.

— Что будем делать? Посоветуйте! — а общем-то Любовь Антоновна могла и не спрашивать: многое у нее уже было в блокноте. Поэтому план составился быстро как-то сам собой: беседа о народном искусстве с родителями, экскурсия в объединение «Агидель» с подготовительной группой, знакомство с домашними коллекциями. Решили создать в группах уголки народного искусства, собирать открытки, если удастся, ткачество и вышивку…

Когда я теперь листаю днев­ник мероприятий по эстетиче­скому воспитанию детей Л.А. Тихоновой, живо вспоминаю события и разговоры тех лет. Вдруг телефонный звонок: «Хотим свозить детей на выставку работ женщин Башки­рии. Не рано? Поймут?» Или целый рапорт: водили детей по Тимашеву, рассматривали дома, резьбу, палисаднички, спорили, какой дом красивее. Теперь будем рисовать свое Тимашево. Пойдем к мастерице-надомнице ткачихе Марьям Тагировой, посмотрим, как ткут паласы.

Конечно, самое большое впечатление у меня осталось от встреч с детьми. Завороженные глаза… Прикосновением к чуду были для ребятишек богородские игрушки, остроумные, полные движения, с легким, светлым звуком дерева. Потрясло «стадо на разводе». Сдвинешь планки — стадо вытянулось в цепочку, еще движение — рассыпалось кто куда.

А потом глаза разбегались и на жостовские подносы, и на букет деревянных ложек… Тогда, в зиму 1975-1976 года, эти дети были в средней группе, и когда я пришла провести занятие по народным игрушкам в подготовительную группу в прошлом году, то очень удивилась: они все помнят.

— А это вы нам не показывали!

И правда. Медведя-дергуна тогда не было.

Еще раз убеждаешься: какой благодарный возраст, сколько можно вложить в их сердца и умы! И все останется с ними на всю жизнь.

…Долго готовились в садике к выставке детского творчества. Хотелось дать ребятишкам в руки не пластилин, а настоящую глину. Да где ее взять; Любовь Антоновна добралась до кирпичного завода, там подарили детям ведро глины. Лепили, сушили, даже обожгли в плите, расписали. Воспитательницы Любовь Владимировна Кашлачева и Валентина Ивановна Кузьмина много работали с детьми, фантазии ребят на мотивы дымковской росписи были очень хороши: петух в оборочках, конь в красных и голубых яблоках, юбки, переднички, матрешки — все многоцветное, праздничное!

Воспитательницам удалось взлелеять в детях свободу воображения, и результат получился отличный: прекрасное чувство цвета, композиции!

На выставке было много поделок из корешков, древесных грибов, соломки, шишек, желудей… В книге отзывов чуткие родители писали: «Очень отрадно, что в этом детском саду прививают детям чувство красивого, знакомят с народной игрушкой. Чувствуется творчество детей… Спасибо вам».

Я радуюсь этому признанию. Нина Семеновна — такой беспокойный, хлопотливый человек! Почти пятнадцать лет она руководит этим садом, она же его и открывала. Все здесь прошло через ее руки, добыто ее энергией. Она порой и всплескивает руками: «Ох, замучилась!». Но тут же бросается в бой за осуществление какой-нибудь новой идеи.

— Как же можно без паласов на полу?! Ни одного ковра в группах!

И… упрашивает меня ехать с ней в «Агидель» выбирать паласы.

Весной местный комитет детских учреждений Химзавода устроил во Дворце химиков празднование 8 Марта. Тимашевцы сообщили, что у них все будет в национальном духе, будет настоящее башкирское чаепитие! Получился веселый вечер. Каждый детский сад или ясли отличались своим стилем, убранством стола, своей кухней. Но не знаю, можно ли превзойти замечательного мастера своего дела повара 156-го детсада Анну Семеновну Христодолиди! Веселились все. Смотрела, думала: сколько талантливых людей работает в детских садах яслях Химического завода!

Когда готовится праздничный утренник, Любовь Антоновна полна забот и планов. Хочется, чтобы каждый ребенок почувствовал праздник как свой, родной, радостный день.

И еще здесь работают над методами формирования основ интернациональных чувств у дошкольников. Ищут разные способы: тут и фольклор, и прикладное искусство. Будут у них куклы в национальных костюмах, альбом о союзных республиках. Пусть дети почувствуют, что живут в семье братских народов…

Любовь Антоновна считает, что надо активнее привлекать родителей к воспитанию детей, надо среди родителей открывать, искать талантливых людей. Она мечтает устроить выставку, собрать варежки, самодельные игрушки, ведь многие родители в свободное время вяжут, режут, точат. Необходимо, чтобы влияние шло встречно: родители-дети, дети-родители. Радость общения, узнавания, творчества. Все это должно начинаться с детства.

Вечерняя Уфа. Рубрика «Искусство воспитания». 1977, 3 декабря.

Предыдущая запись О ЧЕБЕНЛИНСКИХ ПАЛАСАХ И ЗАБОТАХ МАСТЕРИЦ
Следующая запись ВОЛШЕБНОЙ СИЛЫ ТАСТАМАЛ